"РУССКИЙ ЧЕЛОВЕК В УПОР РАССМАТРИВАЕТ СВОЕГО БЛИЖНЕГО; ОН ВИДИТ ЕГО И ПЕРЕЖИВАЕТ И СТРАДАЕТ ВМЕСТЕ С НИМ, КАК БУДТО ПЕРЕД НИМ ЕГО СОБСТВЕННОЕ ЛИЦО В ЧАС НЕСЧАСТЬЯ... ОН СТРЕМИТСЯ НАЙТИ В НЕМ СОБСТВЕННЫЕ МЫСЛИ, СОБСТВЕННЫЕ СТРАДАНИЯ, СОБСТВЕННУЮ СУДЬБУ..."
"...ОН ОДИН ИЗ ТЕХ, КТО МЫСЛИТ СЕРДЦЕМ."
Р.М. Рильке. "Основные тенденции в современном русском искусстве."
Владимир Лебедев принадлежит к тем людям, для которых любимое дело на протяжении всей жизни является главной целью существования. Мечтая стать художником, он без особого труда поступает в Московский архитектурный институт. Студентом с группой друзей-архитекторов принимает участие в ряде ответственных конкурсов, в которых даже не каждый именитый архитектор рискнул бы принять участие. Проекты Владимира Лебедева Дворец Советов и памятник В.И. Ленину на Ленинских горах отмечаются жюри поощрительными премиями.
После института В. Лебедев работал многие годы художником-оформителем, архитектором.
В те годы работа архитектора была лишена творческого начала. Решались скорее экономические и утилитарные задачи. Многие архитекторы искали выход своей творческой энергии в других видах искусства, в том числе и в изобразительном творчестве.
Романтические мечты Владимира Лебедева воплотились в серии офортов и живописных полотен (1973-1980 гг.), посвященных знаменитому мечтателю Дон Кихоту и его автору Сервантесу. Первые наброски-рисунки на эту тему он начал вести, как ведут дневник собственных переживаний, размышлений.
Образ Дон Кихота становится любимой темой в творчестве художника и решается им неожиданно ново, по-своему. Портрет рыцаря Печального Образа с поднятым к небу взором, с длинными, проходящими через все лицо колющими морщинами, по-детски неловким ртом, над которым вздымаются пучки торчащих усов, создает ощущение объема и движения. В другом случае Дон Кихот изображен обнаженным и беспомощным рядом с громадой непосильных, но принадлежащих ему доспехов. Да и сам Сервантес в изображении художника несмотря на почтенный облик, растерян, печален и в чем-то беспомощен.
В этих и других работах Владимира Лебедева чувствуется неприятие существующей действительности. В работе "Вечные шахматы", в которой сконцентрирован странный сюрреалистический мир, где в некоем искусственно смонтированном пространстве "люди", а вернее остатки "людей", их чудом уцелевшие скульптурные подобия, играют в шахматы не ради победы, а ради комбинационного решения вечно без исходной ситуации.
Художник постоянно обращается в своем творчестве к классическим образцам. Его кумиры Ботичелли,Эль Греко, Матисс. Им любима и постоянно интересует его древняя русская живопись. Многие его работы являются вариациями-размышлениями на темы древне-русского искусства, задуманные как бы для алтарей современных соборов.
В живописных произведениях, которые никак не известны зрителю, Владимир Лебедев продолжает поиск истины, разрабатывая тему добра и зла. Уходя от внешнего к глубинному анализу изображаемого, художник соединяет символику с реалистической живописью.
Как ни странно, художнику сейчас приходится не легче, чем раньше. И в хоре многочисленных живописцев трудно быть услышанным. И все же я надеюсь, индивидуальность и творчество Владимира Лебедева пробьют себе дорогу и найдут своего зрителя.
Ссылки: Живопись Владимира Лебедева,
В. Цурко.